Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
(продолжение)
Особенность социально-культурного потенциала хорового пения состоит в том, чтобы сформировать характер личности подростка, стремясь приблизить его к социальному так, чтобы его желания совпадали с требованиями его социальной роли. Поэтому процесс организации музыкально-эстетических практик должен обеспечивать превращение социальных требований в личностные качества подростка. Это связано с элементами осмысления подростком воспринимаемого опыта, формируемого в процессе творческой деятельности.
На наш взгляд, поликультурный потенциал музыкальных занятий в хоровом классе ДМШ состоит их трех уровней.
Первый уровень состоит из предметно-развивающей среды поликультурного развития подростка. Данная среда должна быть создана в соответствии со своим назначением, она должна быть комфортной для подростка, отвечать эстетическому вкусу, обеспечивать возможность для, проявления поликультурности, настраивать на музыкальный лад, стимулировать к общению и работе, способствовать хорошему самочувствию.
Второй уровень представляет собой некий социальный слой, который состоит в совокупности норм, правил, человеческих взаимоотношений, организационных форм, которые регулируют поведение и общение участников друг с другом и руководителем. Этот слой играет большую роль в формировании социального климата коллектива, определяет устойчивость творческих позиций, формирует нравственно-психологические установки ансамбля.
Третий уровень - духовный слой, состоящий из интеллектуальных, творческих, художественных ценностей, закрепленных в традициях творческого ансамбля. Отношение участников к духовности в музыкально-эстетических практиках должно быть преимущественно творческое, активное, так как связано с усвоением и переработкой духовной музыкальной культуры, требующее воображения и творческого синтеза.
Б.Асафьев, характеризуя социально-культурный потенциал музыкальных занятий, высказал ценную мысль о том, что при формировании таких социальных черт характера личности как инициативность, организованность, находчивость, критичность, а также в привитии социальных навыков большое значение играет именно музыка [Асафьев Б.В., 1999].
По нашему мнению, в процессе хоровых занятий происходит формирование особой образовательной и социокультурной среды, в которой подросток становится причастен к гармонии музыкального духа, к творческому общению, сотворчеству с педагогом и товарищами. В процессе воспитания изменяется система интересов и мотивов, развивается образно-эмоциональная сфера, формируются ценностно-мотивационные установки, развивается творческое восприятие и воображение. Активно используются музыкальное прослушивание компакт-дисков и кассет, в процессе которого идет анализ музыкальных произведений.
М.А. Ариарский, анализируя воспитательный социально-культурный потенциал самодеятельного художественного творчества, отметил, что он проявляется в том, что посредством этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению духовно-эстетических интересов и потребностей участников, дает возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности [Ариарский М.А, 2006]. М.А Ариарский отмечает, что, опираясь на единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, социально-культурный потенциал творческих коллективов заключается в стимулировании утверждения и развития чувства энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, гуманизм, духовность, патриотизм и коллективизм. Ценность хоровых коллективов, коллективов состоит в том, что они интегрируют в себе «массовое социально-культурное движение, художественное явление, фактор непрерывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности» [Ариарский М.А, 2006].
Поликультурный потенциал хоровых практик необходимо рассматривать также в аспекте формирования музыкальной культуры подростка.
Перечислим основные поликультурные качества личности участников хорового коллектива, формируемые в процессе музыкально-творческой деятельности на протяжении ряда лет:
1. Отношение к музыкально-творческой деятельности в ансамбле:
- увлеченность музыкальными предметами, любовь к инструменту;
- способность самостоятельно мыслить;
- отношение к своей творческой деятельности;
- отношение к творческой деятельности других участников;
- развитие музыкального потенциала;
- формирование музыкально-исполнительского мастерства;
- развитие навыков самостоятельного музицирования.
2. Социально-культурная активность:
- развитие инициативы в творческой жизни ансамбля;
- формирование навыков умения доводить порученное дело до конца;
- добросовестность;
- оптимизм;
- «чувство коллектива»;
- участие в праздниках.
3. Внешняя культура:
- внешний вид, опрятность;
- культура речи;
- культура общения;
- культура поведения.
4. Отношение к другим участникам ансамбля:
- взаимопомощь;
- уважение;
- чуткость;
- отзывчивость;
- доброта.
5. Развитие интересов:
- развитие музыкально-творческих навыков: композиция, импровизация, подбор по слуху, транспонирование;
- увлечение чтением художественной литературы, поэзией, танцами;
- любовь к театру, кино;
- посещение концертов.
Важно отметить, что поликультурный потенциал хорового пения также должен обеспечивать создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для развития как творческого, так и духовного потенциала личности. Особенность этого состоит в том, чтобы через музыкально-эстетические практики, через музыкальное творчество как можно более разнообразно и глубоко развивать различные стороны личности воспитанников: интеллект, нравственность, эстетические чувства, творческие качества личности, стимулировать потребность подростков в активном участии. Музыкально-эстетические практики можно рассматривать своеобразной ареной социально-культурной деятельности подростков как индивидуально, так и в группах. Социально-культурная деятельность здесь складывается из следующих компонентов: образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной.
Мы предполагаем, что поликультурный потенциал самодеятельного вокально-хорового коллектива заключается в следующем:
- совместная коллективная деятельность, общность творческих поисков и решений художественно–педагогических задач обеспечивают микроклимат, в котором развивается, формируется и реализуется личность;
- творческий коллектив является могучим фактором нравственного совершенствования личности, развивает организаторские способности, коммуникативную культуру, общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи и сотрудничества;
- большое значение имеет организация внеучебной работы хорового коллектива: активная концертно-исполнительская деятельность, творческие встречи с композиторами, шефская работа в школах города;
- многоплановая концертная практика способствует развитию волевой устойчивости личности, расширению ее «эмоционального тезауруса», формированию и обогащению аффективной памяти.
Таким образом, поликультурный потенциал хорового пения, на наш взгляд, предусматривает формирование самостоятельного духовного освоения музыкально-художественных ценностей, способствует развитию эстетического отношения к окружающей действительности, осознания подростками значения музыкального искусства для развития человечества. В конечном итоге, синтезируя в себе духовно-нравственные ценности, музыкальное творчество отражает накопленные в обществе моральные, этические, эстетические ценности. Универсальным показателем культуры подростка выступает степень социально-культурной развитости, его отношение к музыкальному творчеству, другим людям и к самому себе.
Создавая устойчивую социально-культурную среду, музыкально-эстетические практики формируют определенное эмоционально-ценностное отношение подростков к собственной творческой деятельности и личностной сфере обитания. Музыкально-эстетические практики позволяют соприкоснуться с ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации, в процессе которых подросток пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей, к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность.
Социально-культурный потенциал музыкально-эстетических практик может рассматриваться в аспекте концентрации социально-культурной деятельности подростка, где он приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт социального и культурного поведения. Это происходит тогда, когда в процесс музыкального воспитания руководитель стремится включать новые, нетрадиционные формы творчества подростков, которые должны быть разнообразны и привлекательны для них, стимулировать их общение и творческий потенциал.
(см. продолжение)
Часть