Часть 1
Часть 2
(продолжение)
В-третьих, это «Поли-личностно-культурное развитие». Этот подход опирается на то, что любая личность в процессе образования способна сопрягать и соединять разные культуры, выступать субъектом диалога культур, «поликультурность – это способность человека интегрировать в своем сознании разные культурные пласты, области, смысли, значения... Через постоянное «общение-действование» человек становиться подлинным субъектом культурно-исторического и образовательного пространства» [Борисенков, В.П., 2004, c. 65]. Здесь образовательный процесс строится как взаимодействие различных позиций, точек зрения, способов мышления – различных культурных пластов, наделенных собственным «голосом». В связи с этим принцип поликультурности обеспечивает гетерогенную, полифоническую структуру образовательного пространства, делает его «открытым», принципиально незавершенным, смыслопорождающим, обеспечивает конструктивный диалог между различными культурными мирами. Центром поликультурного образовательного пространства является ученик как субъект персонифицированной культуры. Ведя диалог с другими культурами, он сопрягает в своем сознании различные культурные пласты и смыслы, самостоятельно осуществляет нравственный выбор, находит ответы на жизненно важные для себя вопросы.
Рассмотрим каждый из подходов подробнее и выделим, на каких методологических позициях находятся придерживающиеся их авторы. Для этого в каждом из подходов выявим базовое определение понятия «культуры».
По мнению представителей «Поли-этно-культурного развития», под культурой понимается совокупность духовных и материальных традиций, накопленных и предаваемых из поколения в поколение. Носителями культуры признаются большие и малые этносы, специфика которых – обладание собственной культурной самобытностью: духовной – самоназванием, языком, представлениями, обрядами и др., материальной – своеобразной пищей, одеждой, инструментами и др. Кроме того, этносу свойственно осознание себя подгруппой большого сообщества и ощущение определенного генетического единства. Другими словами, этнос – это «культурная общность; языковая общность; статус национального меньшинства или большинства».
Сущность поликультурного развития в этом подходе заключается в приобщении к культуре собственного и других народов. «Поликультурное развитие имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры» [Thomas H. , 2004].
Обобщая представления о поликультурном развитие мы можем с уверенностью сказать, что по нашему мнению, под поликультурным воспитанием следует понимать целенаправленный гуманистический процесс освоения культурообразовательных ценностей, предусматривающий развитие навыков межличностного взаимодействия в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию человека к иным культурным ценностям.
Во второй половине XIX - начале XX веков отечественные педагоги впервые предприняли попытку осмыслить истоки национального образования в России, проблемы национальной школы [Куликова С. В., 2012: с. 17-30]. В результате сложились два подхода к содержанию и целям национального образования: забота о сохранении этноса [там же] или защита интересов индивида, в сознании которого этнический аспект - только одна из составляющих [Гессен С.И., 1995: c, 334].
Судьба национальной школы в СССР и актуализация с 1990-х годов проблем национального образования свидетельствует о сохраняющейся общественной потребности в национальном образовании. Согласно информационной концепции этноса, этнический компонент образования является объективно необходимым элементом социализации индивида в условиях сжатого перехода традиционного этноса к принципам функционирования современного общества [Шогенов Р.Х., 2001: с. 8]. Этнос как социальная и психологическая общность выполняет важные функции: задает общие жизненные ориентиры посредством воспроизводства в новых поколениях культурных традиций, нравственных ценностей, норм поведения, обеспечивает чувство защищенности, душевного комфорта на основе принадлежности к определенной социальной группе [там же]. По характеру отражения в содержании образования социальных потребностей и по степени охвата населения образованием выделяются два этапа (и одновременно два типа) развития национальной школы: технократический (имперский и советский периоды истории) и этнокультурный (постсоветский). Технократический этап характеризовался тем, что из всего комплекса элементов этнических культур нерусских народов в образовательном процессе использовался только язык. С помощью образования решались не проблемы духовного воспроизводства этнокультур, а прагматические задачи модернизации экономики и быта отсталых этносов, ускоренной адаптации их к требованиям социально-политической системы [Шогенов Р.Х., 2001: с. 14].
Социально-политические силы, пришедшие к власти в октябре 1917 года, ставили целью совершить прыжок в высокоразвитую, пост-буржуазную цивилизацию. Важнейшим условием этого было решение давно назревших задач в области духовного развития общества, в частности, введение всеобщего обучения и построение сети школ. В 1917-1931 годах было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Принятыми государственными актами был утвержден демократический принцип единой школы - бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. В основу содержания образования единой трудовой школы был положен политехнический компонент, а результатом обучения провозглашалось преобразование окружающей среды посредством применения учащимися полученных знаний.
К концу 1950-х годов произошел перевод большей части национальных школ РСФСР на русский язык обучения. Большую роль в процессе освоения русского языка сыграл в послевоенные годы переход от всеобщего начального образования ко всеобщему семилетнему. В 1960-е годы сохраняется политика распространения и укрепления позиций русского языка. Ставится цель создать из многонационального населения страны новую историческую общность - «советский народ» с общей социалистической идеологией и единым языком общения. Это диктовалось прагматическими задачами: потребностями армии, дороговизной организации преподавания на родном языке в восьмилетней и средней национальной школе. Государство переходит к политике свертывания национальной школы, и она утрачивает остатки национального своеобразия.
Таким образом, основное направление развития национальной школы на протяжении советского периода можно охарактеризовать как вхождение народов России и СССР посредством распространения грамотности на русском языке в пространство достижений мировой цивилизации. При этом освоение русского языка первоначально опиралось на коренные языки, а затем, по мере расширения слоя грамотного взрослого населения среди коренных народов, русский язык стал осваиваться в школе на собственной основе с опорой на знание русского языка родителями. Такой подход определялся, с одной стороны, разной степенью разработанности языков, с другой, - неготовностью населения в национальных регионах на массовом уровне к включению в процесс освоения достижений мировой культуры (и материальной в форме промышленных технологий, и духовной) на коренных языках. По мере перехода национальных школ на русский язык родной язык оставался в качестве предмета преподавания и служил основой для формирования этнической идентичности. Сокращение его роли и функций в системе образования (чему соответствовало и сокращение учебных часов) вполне вписывалось в господствовавшие идеологические представления об отмирании этнических характеристик по мере продвижения общества по пути развития социализма [Шогенов Р.Х., 2001: с. 24-25].
В итоге к середине 80-х годов национальной школой в РСФСР называлась обычная школа с нерусским контингентом учащихся, но с русским языком обучения при сохранении родного языка лишь в качестве учебного предмета. Процессы, начавшиеся в ходе перестройки, имели следствием рост национального самосознания и духовное возрождение народов. Стремление освободиться от идеологического диктата и унифицированной системы образования советского периода стимулировали активное обсуждение и практическое воплощение идеи национального (этнокультурного) образования. В современном мире в дихотомическом взаимодействии развиваются два социальных процесса, определяющие характер и направленность образовательных реформ, - это регионализация и глобализация. Глобализация представляет собой естественный процесс универсализации достижений человеческой культуры. Регионализация выступает ресурсом сохранения и воспроизводства национальной культуры, этнической идентичности человека в условиях поликультурного и поликонфессионального государства [Белогуров А.Ю., 2012: с. 13].
В России стратегия поликультурного развития начала разрабатываться в середине 1990-х годов. Мультикультурализм рассматривается как своеобразная разновидность национальной политики в России. Отечественные ученые используют термин поликультурное образование, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства в условиях культурного многообразия общества. У отечественных и зарубежных педагогов существуют определенные отличия в выделении функций и субъектов мульти- / поликультурного образования. Так, в поликультурном развитие значительно больше внимания, чем в мультикультурном, уделяется этническому фактору. Значимость этнокультурного компонента поликультурного развития определяется, во-первых, особенностями российского менталитета, в котором этническая идентичность занимает достаточно высокое место в иерархии культурных ценностей, во-вторых, тем, что на территории России компактно проживают как народы с высокой степенью институциональной завершенности (татары, якуты и другие народы «титульных» республик РФ), так и народы, не имеющие никаких институций вообще (мигрантские этнические меньшинства) [Супрунова Л.Л., 2012: с. 17].
Маргинальная экстерриториальность так называемых «нетитульных» этнических групп в российских регионах, - подчеркивается в «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации», - выступает препятствием формированию гражданского сознания. Поликультурность, в отличие от мультикультурности, отражает стремление отечественных педагогов учитывать в содержании образования как зарубежный опыт, так и исторически сложившиеся в России и доказавшие свою эффективность традиции обучения и воспитания подрастающих поколений в условиях культурного многообразия общества (например, патриотическое воспитание в рамках нравственного воспитания). Обобщив опыт реализации идей поликультурного образования в разных странах, в том числе в инновационных российских школах, исследователь Л. Л. Супрунова выделяет пять основных моделей конструирования его содержания на основе диалога культур: парциальную модель, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую [Супрунова Л.Л., 2012: с. 17].
Касаясь вопроса об особенностях официальной политики в области поликультурного образования,мы считаем целесообразно рассмотреть, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона «Об образовании». Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы.
Перечислим цели, среди которых, по нашему мнению, очевидна приверженность целям поликультурного развития:
- гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;
- сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;
- всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей.
Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.
В 1994 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная программа «Развитие образования в России», положения которой стали основой следующего этапа реформы, главным вектором развития которой российские ученые называют приверженность гуманистическим ценностям и удовлетворение потребностей каждого учащегося.
(см. продолжение)
Часть 4
Часть 5
Часть 6