СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты поликультурного развития подростков ...
1.1. Проблемы поликультурного воспитания в культурно-историческом контексте ...
1.2. Особенности (отличительные черты) поликультурного развития младших подростков в условиях современного учреждения дополнительного образования ...
1.3. Особенности развития младших подростков как предпосылки для организации их поликультурного развития в условиях хорового класса ДМШ ...
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по определению путей поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ ...
2.1 Характер условий и организации опытно-поисковой работы по состоянию поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ. Содержание и результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы ...
2.2 Реализация методики поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ ...
2.3. Результаты опытно-поисковой работы. Динамика поликультурного развития младшего подростка в условиях хорового класса ДМШ ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества, интеграция в мировое культурное и образовательное пространство, усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение российского жителя XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: «Законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики», «Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2020 года».
Опираясь на положение о том, что социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии, актуальным становится появление термина «поликультурная образовательная среда», отражающим реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса. Занятия хорового класса ДМШ рассматриваются нами как целенаправленный процесс особым образом организованных педагогических воздействий на младшего подростка, в котором педагог сопровождает их в личном постижении мира через переживания и активное взаимодействие с поликультурным окружающим миром. Субъектами поликультурной образовательной среды являются как взрослые - педагоги, родители, представители разных культурных групп социума, так и сами младшие подростки, что проявляется в их стремлениях к поликультурному самосовершенствованию, установлению гармоничных отношений с окружающим миром, осознанном овладении общечеловеческими ценностями.
В современной науке проблемы воспитания поликультурной личности находят отражение в философских, этнографических, психологических, педагогических исследованиях.
Так, философский аспект культурной глобализации, взаимодействия цивилизаций, культуры мира, специфики духовного бытия человека в условиях поликультурной среды освещается в работах М.А. Бирюковой, Т.Г. Богатыревой, А.С. Капто, А.П. Садохина, Н.Н. Федотовой, Р.Г. Яновского.
Проблема поликультурности в этнопедагогическом аспекте (типы этнической идентичности, сущность этнического самосознания и стереотипов, причины межнациональных напряжений, условия формирования толерантности в сфере межэтнических отношений) рассматривают Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Б.С. Ерасов, А.Г. Здравомыслов.
Психология толерантности, социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурной среде являются одним из основных объектов изучения в работах Н.А. Асташовой, Г.В. Безюлевой, Ф.М. Малхозовой, Н.В. Мольденгауэр.
В педагогической науке определены сущность, цели, задачи, основные категории поликультурного воспитания (Г.Д. Дмитриев, Н.Б. Крылова, А.В. Шафикова), разработаны общие принципы содержания поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов (В.А. Ершов, З.А. Малькова, ЛЛ. Супрунова). Изучена история развития идеи поликультурного воспитания в мировой и отечественной педагогике (О.В. Гаганова, А.Н. Джуринский), его этнопедагогиче-ский аспект (Г.Н. Волков, Н.П. Едыгова, И.В. Жуковский, Л.А. Ибрагимова, М.Н. Кузьмин, B.C. Кукушин, И.И. Легостаев, Г.В. Палаткина). Исследователи изучали педагогические условия формирования культуры межнационального общения (О.В. Аракелян, В.П. Комаров, М.Б. Насырова) и воспитания толерантности (Г.С. Гершунский, О.В. Исаева, И.В. Крутова, П.В. Степанов) как составляющие поликультурного воспитания.
Существенную сторону поликультурного воспитания раскрывают диссертационные исследования, посвященные развитию национального самосознания учащейся молодежи. К ним относятся работы Р.А. Абдираиловой, Г.К. Кловак, И.В. Лебидь, Ю.В. Ледник, Л.Б. Паламарчук, В.А. Струльчук, А.А. Филипчук.
Анализ педагогических исследований, учебных программ, действующих в дополнительном образовании, а также современного состояния преподавания хорового искусства показал, что основное внимание при этом сосредоточивается на освоении детьми вокально-хоровых навыков. И в гораздо меньшей степени разработаны теоретические принципы и методические средства повышения познавательной и воспитательной роли хорового искусства как средства социализации личности младших подростков. Именно этот аспект является и наименее изученным, и недостаточно реализованным в практике воспитания. На периферии внимания и ученых, и педагогов остается особенно востребованное социумом поликультурное образование, основанное на принципах гуманизма и равенства всех людей.
Проблема исследования заключается в определении путей формирования поликультурного развития младших подростков условиях хорового класса ДМШ.
Актуальность проблемы и темы исследования определяется противоречиями между:
- заказом общества на поликультурное развитие подрастающего поколения и реальным состоянием обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования;
- необходимостью реализации поликультурного подхода в процессе образования детей и недостаточной изученностью этой проблемы в музыкально-педагогической науке;
- значительным духовным потенциалом вокально-хорового искусства и его фактическим использованием в воспитательной работе.
- потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса развития поликультурности подростка в музыкально-образовательном процессе и недостаточной разработанностью методики поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ.
Объект исследования – процесс поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ.
Предмет исследования – методика поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и опытно-поисковым путем проверить методику поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ.
В соответствии с целью диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:
- Изучить состояние проблемы поликультурного развития младших подростков в теории и практике дополнительного образования.
- Уточнить определение «поликультурное развитие».
- Выявить основные принципы, этапы, формы, методы и средства, составляющие методику поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ.
- Проверить эффективность разработанной методики поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Князева, Л.Б. Соколова); концепции межличностного общения, социокультурной идентификации личности (А.Г. Асмолов, Д.В. Григорьев, М.С. Каган, А.В. Мудрик); педагогические идеи о воспитании и его социальных функциях Платона, К.А. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского; теоретические основы педагогической поддержки ребенка (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова); принцип поликультурности в общении и образовательном пространстве (В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, O.K. Гаганова, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, И.В. Жуковский, И.В. Колоколова М.М. Курбиев, Н.Д. Никандров); личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Ильин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); аксиологический подход в образовании (В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Е. Щуркова).
В исследовании использовались следующие методы: теоретические– анализ, изучение, обобщение и систематизация литературы по проблеме и теме исследования, педагогическое проектирование и моделирование учебной деятельности; эмпирические – анкетирование, беседы с детьми и родителями, анализ документации, учебных занятий, программ, творческих работ учащихся, опрос, опытно-поисковая работа.
Эмпирическая база исследования. Экспериментальной базой исследования послужил коллектив подростков хорового класса ДМШ в количестве 16 человек.
Исследование было проведено в 3 этапа. На первом этапе (……...) осуществлялась подготовка теоретической базы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; изучение, анализ и обобщение состояния использования поликультурного подхода в условиях хорового класса ДМШ; формулировка гипотезы, определение цели и задач исследования.
На втором этапе (……) была разработана программа педагогического эксперимента; на базе хорового класса ДМШ №….собран и обработан эмпирический материал по результатам констатирующего эксперимента; разработаны состав, структура, содержание и условия поликультурного образования в условиях хорового класса; подвергнута проверке гипотеза исследования.
На третьем этапе (…...) путем экспериментальной проверки основных положений гипотезы реализован проект разработанной программы; проведен формирующий этап эксперимента; сделано обобщение, систематизированы и оформлены результаты исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнено содержание понятий «поликультурное развитие, воспитание», «поликультурная образовательная среда», «поликультурный потенциал хорового коллектива» в условиях глобализации и интернационализации образования;
- дана целостная характеристика процесса становления и развития системы поликультурного развития подростков в условиях хорового класса ДМШ;
- разработана и апробирована теоретико-прикладная модель организации процесса поликультурного развития подростков в системе хорового класса;
- разработано и внедрено научно-методическое обеспечение реализации содержания поликультурного образования в системе хорового класса ДМШ;
- определены и обоснованы наиболее эффективные условия, формы и методы организации поликультурного развития подростков в условиях хорового класса в учреждение дополнительного образования детей;
- выделены критерии и уровневые показатели поликультурного развития подростка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и апробированная модель поликультурного развития подростков в процессе обучения в хоровом классе в ДМШ позволяет эффективно решать задачи поликультурного воспитания подростка в современном социуме, и органично интегрироваться в обществе. Интегрировано поликультурное содержание в практику работы в хоровом классе; создана система работы по поликультурному воспитанию подростков в системе занятий хорового класса в ДМШ. Разработан методический инструментарий диагностики уровня поликультурного развития подростков. Разработанная и внедренная модель организации работы хорового класса в условиях ДМШ способствуют совершенствованию поликультурного развития подростков.
Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данных; подтверждены статистическим анализом результатов педагогического эксперимента, личным опытом многолетней деятельности диссертанта в ДМШ, системе повышения квалификации, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Апробация и внедрение результатов.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (170 наименований на русском, татарском и английском языках) и 2 приложений.