Часть 1
(продолжение)
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты поликультурного развития подростков
1.1. Проблемы поликультурного развития в культурно-историческом контексте
В современном мире система образования развивается с учетом культурной интеграции, глобализации, социально-экономической и общественно-политической стабильности. Одним из стратегических ресурсов развития России в ХХI в. является повышение доступности и эффективности образования. Система образования ориентирована на формирование мировоззренческой устойчивости личности и общества на основе гуманизма и толерантности.
Поэтому проблема развития поликультурного (мультикультурного) образования актуальна сегодня для всех стран. Это связано с процессом глобализации и все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, масштабных миграций и перемещения населения. В условиях полиэтничности и мультикультурности живет большая часть человечества. Особенность России, которая исторически сложилась как евразийское государство, заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития. Коренные народы России принадлежат различным расовым и этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской, чукотско-камчатской и другим); представляют несколько больших лингвистических групп (славянскую, тюркскую, монгольскую, финно-угорскую и т. д.); разные религиозные и культурные зоны и традиции (христианскую, мусульманскую, буддийско-ламаистскую, шаманистскую). В настоящее время в Российской Федерации увеличивается этническая мозаичность состава населения за счет притока мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В образовательных учреждениях обучаются дети, которые говорят на разных языках, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения.
Проведенный анализ литературы говорит о том, что идея поликультурного развития являлась предметом изучения педагогов, ученых разных времен. Уже Я.А. Коменский писал о необходимости воспитания у детей умения жить в мире, уважать и любить людей как представителей всего человеческого рода. Н.А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец подчеркивали в своих исследованиях целостность культурно-исторического развития человечества, наличие сходных принципов функционирования разных культур. Идея о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, о сочетании в воспитании народного с всенародным и общечеловеческим развивалась П.Ф. Каптеревым. М.М. Бахтин, С.Б. Бахтин, В. Оконь рассматривали человека как уникальный мир культуры, вступающий во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящий себя в процессе такого взаимодействия и воздействующий на других.
Важным условием становления поликультурной личности является поликультурная образовательная среда, обеспечивающая личностную ориентированность образовательного процесса на национальное равенство и культурный плюрализм. Один из путей создания поликультурной среды состоит в реализации принципа вариативности в образовательной политике страны, способствующего приданию соответствующей роли национально-региональному компоненту образования.
В ходе нашего исследования мы установили, что развитие педагогической категории поликультурного воспитания имеет достаточно длительную историю. Категория поликультурности занимала умы выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. Я.Л. Коменский в программе «Пампедия», основываясь на концепции об общности людей, их потребностей и устремлений, рассматривал пампедию [Пампедия (панпедия), означает как формирование целостного, всесторонне развитого человека, так и науку об обучении всему, что необходимо для достойной жизни всеми способами и на протяжении всей жизни непрерывно. Таким образом, Я.А. Коменский заложил основы науки о перманентном образовании практически каждого человека в любом возрасте, любого социального положения, в любом уголке земного шара (Бим-Бад Б.М. Аксиомы панпедии Я.А.Коменского, 2009)] как программу универсального воспитания всего человеческого рода, формирования у детей умения жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.
Весьма интересно понимание поликультурного воспитания у П.Ф. Каптерева. Ученый рассматривал обучение родному языку как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим ценностям, формирующим научное мировоззрение обучаемых и настаивал на мысли о том, что родной народ - не единственный носитель истинной культуры, а прочие народы не должны быть служебными данному и призывал обращаться в воспитании не к одному народу, а ко многим. П.Ф. Каптерев советовал взять ценное и пополнить недостатки своего национального идеала, народное сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.
Значительный вклад в понимание сущности поликультурного воспитания вносят положения М.М. Бахтина и B.C. Библера о человеке как уникальном мире культуры, где большое значение имеет слово, мысль, познание, диалог. Постижение собственного «Я» через общение с другими, развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, диалог по вопросам их воспроизводства и взаимодействия способствует осознанию культуры с ее многообразными проявлениями во времени и пространстве и определению человека в современном мире.
Также по нашему мнению, огромный вклад в понимание поликультурного воспитания вносит культурно-историческая теория развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Л.С. Выготский считает, «что всякая функция в культурном развитии личности появляется в двух планах, сначала в социальном, потом психологическом, сначала между людьми – как интерпсихическая категория, потом внутри человека как интрапсихическая категория» []. Переход извне внутрь процесса развития психики изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями стоят реальные отношения людей и общества.
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые прозвучала после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отражённых в Декларации прав человека. Это проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в поддержании культурного разнообразия и поощрении развития культурных меньшинств.
Особый интерес представляют работы, посвященные проблеме национального и межнационального воспитания. В настоящее время в контексте философских, этнографических, социологических исследований Л.Л. Баграмова, Ю.В. Бромлея, М.С. Джунусова и других переосмысливается трактовка понятий «интернациональное», «национальное», «взаимодействие национального и общечеловеческого». Сегодня интернациональное (межнациональное) воспитание трактуется как расширение национального до осознания своей общности с многочисленными нациями. Национальное воспитание рассматривается как необходимый элемент интернационального, как проблема фактора идентификации.
А.Н Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
М.А. Богомолова исходит из того, что «поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям» [Богомолова, 1998, c. 34].
В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отожествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий [Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Н., 1999, c. 3-10].
Такие авторы, как Н.Д. Гальскова, В.В. Сафонова, Л.Л. Парамонова, Э.А. Соколова связывают готовность воспринимать другую культуру, другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.
Плодотворной является идея Г.Д. Дмитриева возвести поликультурность в дидактический принцип: воспитывать учащихся в духе межкультурной толерантности, развития культурного плюрализма, многокультурного баланса в содержании учебного процесса [Дмитриев Г.Д., 2005, c. 107-117].
Мы считаем, что все существующие определения поликультурного воспитания претендуют на полноту раскрытия его сущности.
Обобщая вышеизложенные подходы к определению понятия поликультурного воспитания, мы сформулировали собственное видение данной проблемы.
По нашему мнению, поликультурное воспитание представляет собой целенаправленный гуманистический процесс приобщения подрастающего поколения к универсальным ценностям, формирования личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Различным аспектам проблемы организации поликультурного воспитания детей и подростков посвящено значительное количество исследований. Научно-теоретические основы поликультурного воспитания представлены в работах Г.Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, В.Б. Макаева, З.А. Мальковой, Д.Б. Сажина, Л.Л. Супруновой, В.Ю. Хотинец и др.
На наш взгляд, понятие «Поликультурное развитие» используется в педагогике в трех различных смыслах, задающих разные его виды.
Во-первых, это, условно говоря, «Поли-этно-культурное развитие». Здесь поликультурное образование носит межнациональный, межэтнический характер (О.В. Аракелян, Н.М. Лебедева, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.). Оно обозначает взаимодействие различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств, обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородческую культурную среду, позволяет усваивать новые культурные ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.
Во-вторых, это «Поли-социо-культурное развитие». Здесь поликультурное образование расширяется до признания любых социальных групп, составляющих общество, как отдельных культур (субкультур), взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга и представленных в образовании. (Г.Д. Дмитриев, и др.). В этом смысле поликультурное образование решает проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах – к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, родовую, половую, религиозную и др.).
(см. продолжение)
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6