Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
(продолжение)
1.2. Особенности поликультурного воспитания подростков в условиях хорового класса дополнительного музыкального образования
В России дополнительное образование имеет давнюю традицию. В середине XIX - начале XX в. в среде интеллигенции и предпринимателей появляется целый набор социально-педагогических инициатив, призванных обеспечить повышение культурного уровня рабочих, в основной своей массе недавних крестьян-мигрантов, а также помочь им в адаптации к изменениям жизненного уклада, вызванных развитием промышленности и сопутствующей урбанизацией.
Для представителей низших слоев населения, благодаря усилиям педагогов-энтузиастов, а также материальной поддержке меценатов (дворян и промышленников), вводятся дополнительные учебные дисциплины. Среди которых можно выделить следующие: хозяйственно-практической направленности (огородничество, пчеловодство, швейное дело и т.п.), эстетической (хоровое пение, ганцы и др.). В данный период развиваются вольные классы, посещение которых осуществлялось добровольно, по записи.
Для компенсации отсутствия у детей рабочего класса систематического школьного образования пытались создатели «дневных клубов для приходящих детей» (С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А.Фортунатов, Л.К.Шлегер, П.Ф.Лесгафт, Л.Д.Азаревич). Организуемые при обществах «Сетлемент», «Детский труд и отдых» клубы представляли собой детско-взрослую общность, основу жизни которой составляли деятельность в окружающей социальной среде, самоуправление и самообслуживание. При так называемых «чайных клубах» организовывались различные детские объединения, создававшиеся с целью пропаганды здорового образа жизни, распространения культурных форм досуга в среде рабочих.
Просветительские и воспитательные задачи преследовались создателями игровых площадок и летних загородных колоний. Эти институты социального воспитания действовали под патронатом как частных лиц, гак и благотворительных организаций. Например, в Москве с 1886 г. летним загородным отдыхом детей занималось Общество школьных вакационных колоний. В колониях дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили, ходили в дальние походы, знакомясь с сельским бытом и природой, много читали, а также ухаживали за огородами, имея возможность часть урожая забирать домой.
Появлялись различные профильные клубы и общества. В конце XIX в. - естественно-научные, а позднее, в предвоенные годы, - спортивные (теннисные, футбольные) и технические (авиаторов). Следует отметить, что в Мраморном дворце в Петербурге в 1892-1902 гг. проводились регулярные воскресные курсы для детей 8-11 лет. Их инициатором и руководителем был преподаватель естественной истории кадетского корпуса, агроном по образованию, Н.А.Бартошевич. Программа курсов была двухгодичной. Каждое занятие включало лекцию с «туманными картинками», хоровое пение, раздачу материалов для опытов на дому, предусматривались также экскурсии и работы на земельном участке [Цит. по Кузьмин М., 2006, с. 56]. Учебные группы имели своего руководителя, к которому в качестве помощника прикреплялся подросток - слушатель второго года.
В общем, следует отметить, что в самом начале XX в. складываются основные институциональные формы дополнительного образования детей:
- внутришкольные образовательные учреждения (дополнительные дисциплины по выбору и предметные кружки, объединения учащихся по интересам);
- внешкольные образовательные учреждения (одно- и многопрофильные);
- работа с детьми по месту жительства (площадки, детские общественные организации).
Мы считаем, что развитие дополнительного образования как социально-педагогического феномена связано с идеей о необходимости привнесения направляющего, целесообразного начала в процесс адаптации подрастающего поколения в условиях динамичного развития общества, когда традиционные нормы жизнедеятельности теряют свою регулятивную эффективность.
В советский период разнообразие организационных форм внешкольной работы с детьми растет, расширяется спектр решаемых в данной сфере социально-педагогических задач. Внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием включается в общую систему народного просвещения.
Необходимо заметить, что термины «дополнительное образование», «учреждение дополнительного образования детей» имеют возраст чуть более десяти лет. Они были введены в педагогическую лексику в 1992 г. Законом РФ «Об образовании». Их смысловое наполнение сегодня еще не устоялось и продолжает уточняться.
Дополнительное образование осуществляется в «общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности» (Закон РФ «Об образовании», гл. 2, ст. 12, 26) [Миттер В., 2007, c. 45-47]. Таким образом, дополнительное образование детей является частью единой системы непрерывного образования и осуществляется в общеобразовательных учреждениях (школы, учреждения интернатного типа), учреждениях дополнительного образования детей, в рамках деятельности детских общественных организаций.
Учреждения дополнительного образования детей являются самостоятельным типом образовательных учреждений и реализуют в качестве основных общеобразовательные дополнительные программы.
Итак, учреждения дополнительного образования как воспитательные организации имеют главную функциональную особенность - дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации, которые осуществляются в общеобразовательной школе. Так как дополнение происходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности.
Функциональной особенностью учреждений дополнительного образования является также создание условий для оптимального сочетания стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.
Именно поэтому образовательная среда дополнительного образования выступает в качестве реальной основы формирования поликультурной личности, способной на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнокультурных ценностей.
Широкие возможности реализации данных идей и принципов в системе дополнительного образования детей имеются в создании поликультурной воспитательной среды учреждения, основными признаками которой выступают: многоаспектность, вариативность, целостность, динамичность, личностная ориентированность, коммуникативная направленность, диалогичность и др. При этом содержательное наполнение воспитательного процесса включает реализацию комплекса программ, формирующих ценностное отношение к себе, культуре своего народа, окружающим людям, культурному своеобразию народов, проживающих рядом, в России, во всем мире. От «личностного к общественному», от «своего к чужому» - логика, которая позволяет формировать ценностное отношение к миру людей, многообразию культур, вступать в диалог с другим человеком [Новицкая М.Ю., 2006, c. 10-15].
Следует заметить, что поликультурное воспитание в системе дополнительного образования младших подростков несет в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал. Поликультурное воспитание способно развивать у детей чувство патриотизма, толерантность, интерес к культуре своего и других народов мира, культуру межнационального общения и др. Именно народная культура дает возможность возродить традиции (трудовые, бытовые, праздничные и т.д.), восстановить взаимодействие поколений, отношение людей друг к другу, труду, природе. Формированию эмоционально-личностного отношения к культурным ценностям духовного и материального производства подчинена деятельность различных социальных институтов культуры.
Таким образом, под поликультурным воспитанием поликультурной личности подростка, по нашему мнению, стоит понимать его личностную характеристику, которая вмещает в себя элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знание норм поведения в быту и обществе, умение их соблюдать; умение воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности.
Ребенок подросткового возраста (10–14 лет) формирует этническую идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.
По нашему мнению, содержание поликультурного воспитания подростков целесообразно направлять на рефлексию в нем гуманистических идей, индивидуальных особенностей, присущих той или иной народной культуре, раскрытие в культурах народов России общих традиции, приобщение детей к родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Мы считаем, что поликультурное воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, оно способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Процесс поликультурного воспитания подростков может быть представлен в виде четырех неделимых блоков:
- Знаниевый. В данном блоке реализуется информация культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения.
- Эмоциональный. Данный блок реализуется через организацию учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе;
-
Деятельностный. Эффективность совместной деятельности участников Программы в ходе усвоения ее содержания повышается, если:
- сформирована установка подростков на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
- создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
- каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело и др.
- Воспитательный. Данный блок связан с развитием у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.
(см. продолжение)
Часть 5
Часть 6