Мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации).
Содержание поликультурного воспитания подростков в учреждение дополнительного образования строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.
Рис. 1. Уровни и компоненты поликультурного воспитания
Работа по воспитанию поликультурной личности подростка в процессе занятий в хоровом классе ДМШ включает:
привитие понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
формирование нравственно-высоких качеств у каждого индивидуума в отдельности;
воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
изучение национальных традиций и обычаев;
воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
изучение основ религиозной культуры разных народов;
раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.
Мы считаем, что важнейшими условиями эффективности воспитания поликультурной личности являются:
Наличие теоретически обоснованной и практически ориентированной Концепции развития поликультурного образования и Программы воспитания поликультурной личности.
Опора на возрастной и индивидуальный подходы в реализации задач воспитания.
Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для проведения подобной работы с подрастающим поколением.
Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного воспитания.
Наличие организационно-методических возможностей для осуществления такой работы (материальных, организационных, психолого-педагогических и методических).
На основании вышеизложенного мы можем сформулировать конкретные задачи поликультурного образования, в контексте обучения подростков:
глубокое и всестороннее овладение личностью культурой своего собственного народа, являющееся непременным условием интеграции в другие культуры;
формирование у обучаемых представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
создание предпосылок для интеграции обучаемых в культуры других народов, развитие у них умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями иных культур, воспитание их в духе миролюбия, терпимости, гуманного межнационального общения.
Таким образом, современные педагогические реалии требуют учета в образовании этнокультурного фактора и создания условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам; требуют изменения формы организации учебного процесса, методов преподавания и самого содержания образования. Образование не только по методам, но и по содержанию должно стать диалогичным.
Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, самоорегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность принятия решений в ситуациях выбора в силу своей обращенности к большему количеству групп и личностно значимой ориентации. Поликультурное образование располагает широкими возможностями в снижении уровня конфликтности в обществе, в развитии толерантности по отношению к отличиям и своеобразию культуры, создания условий, гарантирующих свободный выбор индивидам своей идентичности и путей ее самоактуализации.
В поликультурном образовательном пространстве главным системообразующим фактором выступает личностно - ориентированное воспитание, основанное на диалоге культур. Е.В. Бондаревская рассматривает такое воспитание, как «процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение человека в мир культуры, в жизнь социума. Его основным механизмом является собственная активность личности» [Бондаревская Е.В., 2008, c. 37].
Диалогический подход в процессе педагогического взаимодействия в поликультурном учебном заведении предполагает преобразование субъект - объектных отношений в личностно - равноправные.
Перед педагогом ставится задача: в тесном контакте с обучаемыми планировать, осуществлять и оценивать процесс обучения, создавать необходимые условия для учебы, устанавливать тесные личные и эмоциональные контакты, создавать обстановку доверия и заинтересованности.
Таким образом, при интеграции обучаемого в поликультурное образовательное пространство необходим «диалог»:
стремление к творчеству, личностному и профессиональному росту, преобладание самостоятельных форм работы студентов;
стремление к объективному контролю результатов своей деятельности и деятельности другого.
Преподаватель призван сформировать систему социальной поддержки в саморазвитии личности будущего специалиста, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта.
(см. продолжение)
Часть 6
Дата размещения
на сайте:
20.05.2013
Работа написана нашим специалистом, выкладывается в интернет исключительно для ознакомительных целей. Работа является собственностью компании. Любое копирование или частичное использование КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1. ст. 146 УК РФ
Работы на заказ
Компания "SaveStud.Su" уже многие годы работает и помогает студентам. На рынке образовательных услуг мы существуем уже с 2001 года и за это время четко и уверенно вышли в лидеры, благодаря качеству выполняемых работ на заказ, а так же оперативности и индивидуальному подходу к каждому студенту. У нас появились представительства в других городах, не только в Москве и Санкт-Петербурге, а дистанционное сотрудничество дает возможность обратится к нам любому студенту. Мы меняемся для Вашего удобства, лишь наш девиз неизменен: «Качественные работы в срок».
Мы в Вконтакте:
Полезные советы, ежедневное обновление, помощь в учебе, интересные новости и акции - Будем рады видеть Вас в нашей группе Вконтакте. Участникам группы 5% скидка на все услуги.
Магазин готовых работ
Уникальные авторские работы, написанные специалистами компании SaveStud.Su, вы можете приобрести по цене 30% от стоимости нового заказа. Все работы прошли проверку на уникальность и качество. Сдавались 1 раз и были успешно зачтены.