Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
(продолжение)
1.3. Особенности развития подростков как предпосылки для организации их поликультурного развития в условиях хорового класса ДМШ
Иссследование музыкальной культуры подростков невозможно без учета психологических особенностей, влияющих на их музыкальные вкусы, запросы, предпочтения. Подростковый возраст характеризуется сложными процессами перехода от детства к новому типу отношений в обществе [Фельдштейн, 2007]. В результате перестройки организма происходит изменение в самосознании, типах отношений со взрослыми и сверстниками, в познавательной активности.
Главным психическим новообразованием подросткового возраста ученые считают самосознание [Петровский, 2006]. Осознание подростками своих возрастающих возможностей, стремление к самостоятельности обуславливают, с одной стороны, потребность в признании со стороны взрослых, с другой - смену ориентации со взрослых на сверстников. Оба эти качества важны для понимания музыкальных ориентации подростков. Добиваясь признания своего равенства у взрослых, подросток не имеет достаточного интеллектуального, социального опыта. Отсюда возникают различные формы протеста и неподчинения подростка, отражающиеся во взглядах на искусство, в том числе - музыкальное. Конфликтные взаимоотношения провоцируют сознательное неприятие требований, взглядов, оценок взрослых, противопоставление им диаметрально противоположных норм и ценностей.
Вместе с тем первостепенное значение приобретает общение со сверстниками, которое помогает осваивать нормы, цели, средства социального поведения, определять значимость культурных ценностей. «...Есть основания полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков», - заключает Д.Б. Эльконин [Эльконин, 2007]. Объединение подростков в группы обуславливает их ориентации на ценности, принятые в них. Это порождает стремление к подражанию стандартам. «Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Данное качество способствует росту неформальных подростковых объединений: «брейкеры», «рокеры», «футбольные фанаты» и т.д. Это относится и к музыкальным предпочтениям подростков, ориентированным на различные направления популярной музыки, в частности, рок-музыки.
Сложный период психического развития в подростковом возрасте характеризуется неустойчивостью личностных черт.
Во-первых, у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда большое количество увлечений подростка и их непостоянство, в том числе, в музыке. А недостаточный объем знаний наряду с конкретностью мышления, его несамостоятельностью может способствовать выбору музыкальных ориентиров не лучшего качества. Во-вторых, для подростков характерны искренность, непримиримость в опенке, стремление к справедливости, с одной стороны, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни и искусства в силу ограниченности социального опыта - с другой. Данные черты обуславливают необъективность решений, противоречивость мнений, суждений. В музыкальных увлечениях это проявляется не только в формировании неадекватных опенок, но и в принятии соответствующей мировоззренческой платформы, что приводит зачастую к негативным проявлениям в поведении.
В-третьих, главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей и норм, смысла жизни, своего места в ней. Наряду с этим для подростков характерна чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость. Поэтому в нравственных поисках подросток болезненно реагирует на прямолинейные или назидательные поучения взрослых, категорически отвергает готовые решения. Стремление к самостоятельному открытию истины приводит к принятию идеалов, в том числе музыкально-эстетических, отвергаемых взрослыми, но культивируемых в среде сверстников.
В-четвертых, в этом возрасте ребенку хочется проявить себя как личность, самоутвердиться. Вместе с тем ограниченный социальный опыт не позволяет этого сделать. Поэтому возрастает особая значимость броских аксессуаров внешнего вида. Это и пренебрежение к внешнему виду, характерное для хиппи; покрашенные в разные цвета волосы и прически причудливой формы у панков; железные украшения металлистов. Пристрастие к символике определяет принятие соответствующего музыкального стиля.
В-пятых, исключительно важной чертой личности, формирующейся в подростковом возрасте, является самооценка. Размышления о собственной личности способствуют усложнению содержания самооценки, включению в нее нравственных проявлений, отношений с окружающими, собственных возможностей. Возрастает значение самоуважения, состоящего в отношении к себе как к личности. Уровень самооценки, в свою очередь, влияет на познавательную активность подростков. Низкая самооценка в каком-либо виде деятельности определяет пониженный уровень притязаний в ней. Практика работы показывает, что часто так происходит в общении подростков с музыкой классических жанров.
В-шестых, специфической чертой подросткового периода является преобладание творчески-экспериментальной активности. Подростки склонны к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, специализированной. Данная черта определяет предпочтение подростками популярной музыки, которая сочетает элементы театра, хореографии, светоэффекты. Зрелищность исполнения, возможность принимать участие в музыкальном действе (станцевать, хлопать, подпевать) привлекают подростков. Вместе с тем классическая музыка, требующая строгих условий восприятия, оказывается недоступной для понимания.
Перечисленные черты подростков определяют особенности их субкультуры, которую в некоторых случаях связывают с феноменом «конфликта поколений».
Как отмечают ученые, элементами субкультуры подрастающего поколения служат жаргонные слова и выражения, следование моде в одежде, прическе, а также «определенный стиль поведения... пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время» [Абдулин, 2006]. Данные элементы являются средством самоутверждения, идентификации и коммуникации в подростковой среде. Исключительно важную роль в развитии подростковой личности играет музыка.
Исследователь проблем молодежной музыки А.С. Запесецкий отмечает, что «сущность этой роли - в выполнении функций центрального, «кристаллизующего» элемента, вокруг которого концентрируются соответствующие идеи, своеобразные мироощущения и способы самовыражения, характерные образцы поведения и взаимодействия людей, имиджи, лексиконы, символы, элементы материальной культуры и другие компоненты, образующие культурный комплекс» [Запесецкий, 2005]. Не вступая в полемику о правомерности термина «молодежная музыка», следует подчеркнуть ее социокультурную сущность. Каждое поколение подростков увлекалось различными направлениями популярной музыки.
Таким образом, музыка представляет интерес, прежде всего как поликультурный феномен, как элемент образа жизни.
Поликультурные возможности музыки, в частности, хорового пения можно рассматривать как источник для реализации социального и творческого развития подростка через реализацию музыкально-творческой деятельности, посредством которого подросток приобщается к постижению собственного творчества в раскрытии значения и роли музыки, познании музыкальной культуры посредством своей творческой активности, а также в формировании социальной направленности личности.
Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства. На протяжении огромного исторического периода оно более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной жизни людей. Русское песенно-хоровое искусство имеет многовековые традиции и представляет собой одно из величайших сокровищ национальной культуры. Хоровое пение как исполнительское искусство с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством социокультурного воспитания, формирования социального опыта и социально значимых позиций личности.
Хоровое пение - важнейшая сфера музыкальной культуры, исторически составляющая исток музыки, ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное - это, верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни - соборностью.
Развитие хоровой культуры происходит на основе усвоения лучших традиций хоровой исполнительской культуры. Русская хоровая исполнительская культура, в лице своих лучших коллективов и их мастеров – руководителей, показывает органическое сочетание прогрессивных традиций прошлого с чертами нового, рожденного нашей эпохой и на этих лучших образцах должны учиться подростки и самодеятельные хоры. Поэтому мы считаем, что опыт, накопленный не одним поколением выдающихся деятелей хорового искусства, должен активно использоваться в работе по поликультурному воспитанию подростков.
(см. продолжение)
Часть