Исследована роли институциональных факторов в повышении эффективности деятельности отечественных компаний, выявлена значимость государственных институтов в развитии национальной экономики. Рассмотрены особенности функционирования российских компаний в условия влияния институциональных факторов различного уровня.
Ключевые слова: институт, институция, фактор, эффективность компании, субъект хозяйствования, развитие, регулирование.
В современных условиях долгосрочный экономический рост становится функцией комплекса институциональных и организационных факторов, создающих стимулы к инновационной активности подавляющего большинства субъектов хозяйствования.
Институциональные изменения должны коснуться ключевых элементов, которые являются составными системы упомянутой выше модели, в частности выработки научных знаний и инноваций, их коммерциализации и использования, информационного обеспечения инновационного развития, государственного управления этим развитием на разных уровнях, образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования инновационной культуры общества.
С целью получения от институциональных трансформаций синергетического эффекта они должны происходить не изолированно, а в рамках национальной инновационной системы (НИС), что обеспечивает условия для устойчивого развития экономики на основе генерации, распространения и практического использования новых знаний и инноваций.В России пока функционируют ее разрозненные элементы. [3]
Оценка роли институциональных факторов в реализации инновационной модели требует рассмотрения теоретико-методологических аспектов адаптации основных положений институциональной экономической теории к инновационному развитию.
На современном этапе развития российской экономики в условиях формирования институциональной среды руководители предпринимательских структур при планировании деятельности должны учитывать действие институциональных детерминант, которые могут, как способствовать развитию, так и существенно его снижать. Поэтому именно взаимосогласованность экстернальных (формальных) институтов с интернальными (неформальными) институциональными элементами позволит улучшить условия развития отечественных компаний и повысить экономическую эффективность субъектов хозяйствования, в частности.
В развитии новой институциональной экономической теории важная роль принадлежит исследованиям ряда ученых Запада, в частности, Д. Норта, Р. Коуза, О. И. Уильямсона, Дж. Ходжсона, Т. Эггертссон, а также российских исследователей Р. Нуреева, А. Олейника, А. Шаститко, А. Сухарева, В. Тамбовцева, В. Якубенко, А. Прутского и других.
Однако до сих пор не выработано единой концепции относительно содержания дефиниции «институт» и «институция». Так, лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт [4] считает, что институты - это правила игры в обществе, придуманные людьми ограничения, которые направляют человеческое взаимодействие в определенное русло. Структурируя стимулы в процессе человеческого обмена, в том числе экономического, институты снижают степень неопределенности экономического развития, влияя на функционирование экономики через воздействие на издержки обмена и производства.
Плата за процедуру установления нарушений официально принятых правил и суровость наказания является существенной частью функционирования институтов. Однако официальные правила не всегда создаются такими, чтобы быть общественно эффективными. Часто их создают в интересах тех (как показывает практика отечественного и мирового законодательства), кто способен лоббировать для себя новые правила.
Следует отметить, что Д. Норт, сравнивая правила, по которым происходит человеческое взаимодействие, с правилами спортивных игр, концептуально отличает "правила" от "игроков" - организаций, которые возникают и развиваются на институциональной основе и охватывают политические, экономические, образовательные и общественные органы и "состоят из группы индивидов, связанных между собой общими стремлениями достичь определенных целей".
В то же время, как отмечает О. Сухарев, «институты никогда не представлены людьми. Это рамки функционирования организаций, определяющих их генезис и эволюцию» [4].
Д. Норт подчеркивает роль организаций как движущей силы институциональных изменений, подчеркивая взаимодействия между институтами и организациями. Последние создаются с определенной целью вследствие совокупности возможностей, порожденных существующей совокупности ограничений, в частности институциональных и становятся главными двигателями институциональных трансформаций при попытке достичь своих целей.
Как и Д.Норт, Дж.Ходжсон [3] считает, что институты - это в основном долговечные системы правил, сложившихся и укоренившихся, которые структурируют социальные взаимодействия. То есть институты являются системами социальных правил, в которые включаются как нормы поведения, социальные конвенции, юридические и формальные правила. По своей природе институты должны основываться на некоторых общих концепциях. Только при этих условиях правила будут действительными.
Исходя из того, что институты формируются долговременно и имеют концептуальный смысл, а, следовательно, факторы влияния на эффективность развития компаний ими порождаемые носят долгосрочный характер и оказывают системное влияние.
В связи с изложенным, считаем, что институты в экономической сфере можно классифицировать на три группы:
1. Официальные и неофициальные правила поведения экономических субъектов, в частности, правовые акты.
Данные институты оказывают наименее гибкое воздействие на эффективность функционирования компаний, субъекты хозяйствования не могу воздействовать на данные институт, а имеют возможность исключительно разрабатывать систему адаптации к формальным и неформальным правилам и нормам развития той
2. Организационные структуры и формы.
Организационные структуры могут иметь самые разнообразные проявления и могут как позитивно, так и негативно влиять на деятельность компаний, поскольку имеют возможности и резервы стимулировать и способствовать повышению эффективности деятельности компаний, но могут и оказывать сдерживающее воздействие.
3. Институциональные изменения, включающие как официальные и неофициальные правила, так и группы организаций, обеспечивающих их реализацию.
Данная группа институтов наиболее гибка и адаптивна к условиям внешней среды и развития самой компании.
Подытоживая работы указанных ученых, можем утверждать, что условием эффективного становления и развития предприятий является создание такого институционального основания, которое бы позволило не только эффективно использовать потенциал предпринимательских структур, но и существенно его улучшать. Институциональная среда развития предпринимательства в более конкретизированные виде следует рассматривать как инфраструктуру, которая призвана способствовать эффективной производственной деятельности, быстрому товарообмена, формированию положительного имиджа предприятия и использованию инновационных разработок в различных сферах. Институциональные основы эффективного развития сельского предприятий формируются из групп институтов и регламентированных ими институтов (рис. 1).
Рисунок 1 - Классификация институтов и институтов непосредственного влияния на развитие предприятия, (составлено автором)
Формирование институциональных основ развития компании предусматривает свободу осуществления предпринимательской деятельности, свободный выбор организационно-правовой формы хозяйствования, инновационную направленность, социальное и культурное развитие, обеспечение благоприятного политического, законодательного и инвестиционного климата (рис. 2).
Рисунок 2 - Институционные факторы повышения эффективности деятельности компании, (разработан автором)
На рис. 2 приведена наиболее укрупненная классификация институционных факторов повышения эффективности деятельности компании, которая может быть расширена и детализирована с учетом особенностей развития российской экономики на современном этапе. Общее состояние внешней институциональной среды может быть определено с помощью таких групп факторов:
1. Состояние экономики и рынков (экономические факторы): характер экономики и экономических процессов (в том числе инфляция или дефляция) система налогообложения и качество «экономического законодательства» (в том числе возможности вывоза прибылей) общая конъюнктура национального рынка; размеры и темпы роста или уменьшение рынка (вообще) инвестиционные процессы; система ценообразования; стоимость земли и тому подобное.
2. Деятельность правительства (политико-институциональные факторы): стабильность правительства; государственная политика приватизации / национализации; государственный контроль и регулирование деятельности предприятий (вообще) межгосударственные соглашения с другими правительствами; требования обеспечения уровня занятости; государственная политика по обеспечению ресурсами отдельных отраслей и предприятий; уровень коррупции государственных структур и тому подобное.
3. Структурные тенденции: структура отраслей национальной экономики; возникновения новых отраслей; свертывания деятельности «устаревших» отраслей; влияние международного разделения труда на деятельность отдельных отраслей и предприятий (в том числе влияние антимонопольного законодательства); изменения оптимальных размеров предприятий.
4. Научно-технические тенденции: «технологические прорывы»; сокращение или продолжение «жизненного цикла» технологий; удельный вес наукоемких производств и продукции; требования к научно-технического уровня производства, обеспечивает конкурентоспособность; требования к квалификации кадров высокотехнологичных производств и т.д.
5. Природно-экологическая составляющая: природно-климатические условия; территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов; размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных центров; законодательство по экономическим вопросам (возможность изменений и ограничения, которыми обусловлены) состояние экологической среды и его влияние на производство.
6. Тенденции ресурсного обеспечения: структура и наличие национальных ресурсов; импорт / экспорт; уровень дефицитности ресурсов, потребляемых имеющимися предприятиями; доступность ресурсов (цены и затраты на перевозки).
7. Демографические тенденции: количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах и в их доходах); имеющееся и потенциальное количество рабочей силы; квалификационные характеристики рабочей силы (качество рабочей силы).
8. Социально-культурная составляющая: содействие / недоверие к частному бизнесу; отношения «предприятие - общественные организации»; «Экономический национализм», отношение к иностранцам; профсоюзная активность и влияние профсоюзов на формирование общественного мнения.
9. Неожиданности стратегического характера и возможные горизонты стратегического планирования (основной перечень и временные оценки).
10. Международная среда (по отдельным странам): структура хозяйства страны; характер распределения доходов; средний уровень заработной платы; стоимость транспортных услуг; инфляция и ставки банковского процента; обменный курс валюты относительно страны-партнера; уровень ВНП; уровень налогов.
Основные проблемы оценки институциональной среды развития предпринимательства связаны с ограниченным количеством статистической информации. Незначительные масштабы данных не позволяют в полной мере оценить влияние институтов и институтов на эффективность предприятий.
Итак, институционные факторы, которые определяют внешнюю эффективность деятельности компании, целесообразно устанавливать в соответствии с субъектами внешней среды, взаимодействующими с предприятием. Именно такое определение и сочетание факторов, которые влияют на эффективность управления предприятием, позволит установить необходимый перечень направлений, составляющих и показателей процедуры оценки эффективности управления предприятием.
Литература:
1. Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Добросоцкий М. К. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов промышленных предприятий // Воронеж: ВГЛТА, 2010. 190 с.
2. Губанов С. С. Неоиндустриальная модель развития и ее системный алгоритм // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – № 3 (33). – С. 23–44.
3. Матвейчук О.В. Институциональные факторы как первооснова развития национальной экономики [Электронный ресурс] / О. В. Матвейчук. – Режим доступу: http://archive/portal/soc_gum/Tmm/2011_36/12.pdf/
4. Тарасеева Е. В., Перевозова О. В. Развитие бизнес-потенциала организации как основа ее корпоративной стратегии / Современные условия развития экономики и управления: сборник материалов IX международной студенческой научно-практической конференции. – Челябинск: ООО «Работа плюс», 2013. – 275 с.