ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по определению путей поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ
2.1 Характер условий и организации опытно-поисковой работы по состоянию поликультурного развития младших подростков в условиях хорового класса ДМШ. Содержание и результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы
Целью практической части исследования является:
- Выявление условий способствующих формированию у подростков поликультурного мировоззрения и толерантного отношения.
Задачи практической части:
- Выявление состояния изучаемой проблемы практической работы с подростками;
- Определение формы и методов работы с детьми направленных на формирование поликультурного мировоззрения и толерантного отношения в условиях хорового класса ДМШ.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.
Для подростков характерны перепады, вызывающие быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. В подростковом возрасте эмоциональный фон становиться неровным, нестабильным.
Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подросток как будто все время находится в состоянии стресса. В этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подростки абстрагируются от конкретного и рассуждают в чисто словесном плане. На основе общих посылок они строят гипотезы и проверяют их, т.е. рассуждают гипотетико-дедуктивно. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.
Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.
В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения: получение удовлетворения от самого процесса фантазирования.
В подростковом возрасте последовательно появляются две формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Подросток стремиться к взрослой жизни и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Подражание взрослым идет и по линии развлечений, романтических отношений. Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных, рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и не многие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Боле распространенной в наше время является социальная инфантильность.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 – 13 лет).
Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы). Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Подростковый «кодекс» товарищества интернационален, так же как и книга А. Дюма «Три мушкетера», считается подростковым романом.
К 15-ти годам подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. У него формируется «Я- концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
В 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Сложные переживания связаны с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Самоанализ, иногда чрезмерный, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой своему общему уровню и неустойчивой. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности, и тоски.
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два оценочный и поведенческий. Представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.
У подростка появляются различные увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга:
- Интеллектуально-эстетические – связаны с глубоким интересом к любимому занятию: история, музыка, рисование, разведение цветов и т.д.
- Эгоцентрические – изучение редких иностранных языков, стариной, занятия модным видом спорта – т. е. дело, как средство демонстрации своих успехов.
- Телесно-мануальные – желание укрепить свою силу.
- Накопительные – прежде всего коллекционирование.
- Информативно-коммуникативные – жажда получения новой информации, не требующей критической переработки.
Таким образом, подростковый возраст трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, стремление к эмансипации, сильная потребность в общении со сверстниками, ведущей деятельностью в этот период становиться интимно-личностное общение, появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы, возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», которые к концу периода интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становления типов характера обуславливают новый этап в развитии мотивации.
Все эти возрастные особенности следует учитывать при составлении занятий по формированию поликультурного мировоззрения у детей данного возраста. Возлагая на них ответственность в подготовке и проведении данных мероприятий, пользуясь интернациональным стилем их межличностного общения (на уровне сверстников), стремлением к познанию нового и интеллектуально-эстетическими увлечениями и аудиовизуальными средствами, которые геденистически влияют на становление поликультурного мировоззрения подростков ДМШ.
В эксперименте участвовало 50 детей подросткового возраста. Эксперимент проходил на базе хоровых классов ДМШ № г…...
Используемые методы: наблюдения за детьми в процессе различных видов деятельности, наблюдения за содержанием деятельности педагогического коллектива по формированию поликультурного мировоззрения, выяснение собственных представлений детей о толерантности, групповые и индивидуальные беседы с детьми, с педагогами, социологический опрос детей, анализ документации.
Прежде чем анализировать особенности, мотивы и проявления детьми внешних форм толерантности и уровень сформированности поликультурного мировоззрения, мы пришли к необходимости получить объективные данные о содержании работы педагогов по проблеме формирования поликультурного воспитания у подростков. Нами изучались и анализировались учебно-методические пособия, программы, планы воспитательной работы с детьми, их содержание, проводились беседы с педагогами, наблюдения за характером подачи информации о поликультурности и толерантности, просмотр занятий по данной проблеме.
Из бесед с педагогами было выявлено, что проблема формирования поликультурного мировоззрения подростков является чрезвычайно актуальной, подчеркивалась мысль о том, что в ДМШ в условиях хорового класса надо продолжать и углублять работу по привитию толерантного отношения и необходимого уровня знаний не только ребятам, но и родителям, совместно с ними.
Работа по формированию поликультурного мировоззрения проводится в следующих направлениях:
- Развитие музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти и др.).
- Приобретение подростками вокально-хоровых навыков.
- Развитие практических навыков работы с хором.
- Расширение музыкального кругозора путем практического изучения лучших образцов народного музыкального творчества.
- Развитие навыков работы с партитурами народных песен (от простой гетерофонии до песен повышенной трудности, функционального многоголосия и полифонических образцов).
- Художественное воспитание подростков.
- Привитие организаторских качеств, а также таких профессиональных качеств, как чувство ответственности, коллективизм и товарищество.
- Воспитание подростка как артиста.
В ходе исследования мы определил, что недостаточно полно отражены в планах задачи воспитания и формирования поликультурного мировоззрения в повседневной жизни.
Кроме того, ни в одном из планов проблема формирования поликультурного мировоззрения не была связана с историей тех или других праздников, традиций, не связаны с такими предметами как музыка, труд, физическое воспитание. Как показал опрос, половина педагогов не владеют для этого необходимыми знаниями и не заинтересованы в формировании поликультурного мировоззрения, подачи более обширных знаний, чем этого требует программа занятий хорового класса в ДМШ.
В результате наблюдений за характером отношений педагогов с детьми можно сделать вывод о том, что в отношениях имеет место преимущественно авторитарная модель. Способы общения при данной модели – наставления, запрет, наказания.
Формируя у детей поликультурное мировоззрение, педагоги редко обращают внимание на традиции и обычаи русского народа, на их гуманную сущность, для чего они были приняты народом и используются по сей день. Это приводит к тому, что дети бессмысленно запоминают и используют те или иные средства различных культур, а некоторые забывают, не востребовав.